Великий оператор, выковавший облик американского кино последних десятилетий, ушел из жизни в возрасте 82 лет. Гордон Уиллис ответственен за трилогию «Крестный отец», а также лучшие фильмы Вуди Аллена и Алана Дж. Пакулы. Он дважды номинировался на «Оскар», но статуэтка академии в итоге досталась ему лишь как почетный приз.
«Он изменил то, как фильмы выглядят, и то, как зрители на них смотрят», — так прокомментировал уход из жизни мастера президент Американского общества кинооператоров Ричард Крудо.
Кино окружало будущего классика с детства (к моменту рождения первенца отец был гримером на студии Warner). Сначала юный Гордон хотел заняться актерством, позднее же думал о том, чтобы стать фэшн-фотографом, используя в качестве постоянных моделей знакомых красавиц из Гринвич-Виллидж, но специалиста по свету и тени из него сделала корейская война, во время которой он служил в кинематографической группе, занимавшейся документальными съемками.
Как к главному оператору слава к нему пришла с первой же большой ленты. Экранизация культового романа Джона Барта «Конец дороги», осуществленная выдающимся монтажером Арамом Авакяном, привлекла к Уиллису внимание молодых представителей «нового Голливуда».
Сначала его взял в оборот Хэл Эшби, поставивший с ним дебютного «Землевладельца», а уже после Уиллис перекочевал к Алану Дж. Пакуле, для которого он снимет лучшие ленты, в частности проекты «Клют», «Заговор „Параллакс"», «Вся президентская рать», «Презумпция невиновности» и финальную для них обоих «Собственность дьявола» (до следующего фильма Пакула просто не доживет, а Уиллис, уставший от постоянного понукания актеров и работы на воздухе, уйдет на пенсию).
В 1971-м судьба сведет Уиллиса с Френсисом Фордом Копполой. Они создадут «Крестного отца» — один из самых грандиозных американских киномифов, своей естественной и живописной визуальностью задавший тот вектор, по которому двинутся их многочисленные коллеги, в те годы формировавшие новое обличье современного массового кино.
В 1980-м состоялся релиз его единственного режиссерского проекта «Окна», признанного неудачным. Другим большим соавтором станет Вуди Аллен, вместе с Уиллисом сделавший восемь картин, включая «Энни Холл», «Манхэттен», «Интерьеры» и «Пурпурную розу Каира». В 2009 году мэтр получил единственный в карьере «Оскар», врученный за заслуги перед кинематографом (вместе с ним в тот год наградой за заслуги отмечены Лорен Бэколл и Роджер Корман).
Источник: http://www.kinopoisk.ru/
|