Оскар 2011:
Все идет по плану...
В этом году наши прокатчики решили исправиться, докрутив после зимних праздников практически всех номинантов на «Оскар». Из десятки забыли только «Зимнюю кость» — весьма неоднозначный фильм про бомжей, так что особых нареканий к нашему прокату у меня нет. В конце концов, очень приятно смотреть шоу, не вскрикивая «Кто все эти люди?», как это было пару лет назад.
Шоу маст гоу он!
83-я церемония вручения главной кинопремии прошла с юморным подтекстом. Многие актеры и ведущие пытались хохмить, а организаторы шоу даже сделали киноколлаж, нарезанный из фильмов-претендентов, что получилось довольно мило, но категорически не смешно. Возможно, в этом вина переводчика-синхрониста, но парня можно понять: в такой ситуации каждый из нас лажал бы с завидным упорством. Из шуток больше всего запомнились две шпильки, отпущенные Сандрой Буллок в адрес Джеффа Бриджеса и англичанина Колина Ферта. Бриджесу: «Чувак, ты уже выиграл это в прошлом году. Было бы неплохо дать шанс кому-то другому! Я все еще жду твоего ответа на мою просьбу добавить меня в твои друзья на Facebook», — тонкий юмор с намеком на Айзенберга из «Социальной сети». Ферту: «Я слышала, что королева посмотрела фильм, и он ей понравился, что хорошо, ибо я так понимаю, что ты все-таки собираешься вернуться домой», — что можно трактовать как «валил бы ты, парень, в свою чопорную Британию».
Кстати, я проникся уважением к переводчику Первого канала, называющему Сандру Буллок правильно. В прошлом году синхрон тоже вещал правильно, но на вечернем повторе тупицы из Первого опять назвали ее Баллоком, фурсенковщина у них в крови. Наверное, и в этом году будет то же самое. Вообще, болтовню наших сонных телеведущих, которой они заполняют паузы в трансляции, я всерьез не воспринимаю, мне совсем неинтересно, что там думает какая-то приглашенная звезда, которая кроме «вау» и говорить-то толком не умеет. Вот если б ставки делали, а в конце проигравшим отрубали головы в прямом эфире, то можно было бы посмотреть :-)
Глашатаями церемонии были назначены молодые и симпатичные актеры Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй, которым тоже удалось блеснуть остроумием. Шутили и улыбались по возможности все, хотя шуточки у большинства получались натянутыми и не всегда приличными, как у Мелиссы Лео, например, на радостях взболтнувшей слово «Fuсk».
Победители и судьи
Я нисколько не сомневался, что среди кандидатов на самый лучший фильм выиграет драма «Король говорит!» (в оригинале «Речь короля»). Вот список всех номинантов:
Король говорит!
Черный лебедь
127 часов
Боец
Начало
Детки в порядке
Социальная сеть
История игрушек 3
Железная хватка
Зимняя кость
Уже по этому списку понятно, что основная битва разразится между фильмами «Король говорит!» и «Черный лебедь». Неведомо как затесавшуюся «Историю игрушек 3» можно отбросить сразу. «Социальная сеть», на мой взгляд, один из самых слабых фильмов Финчера, выехавший только на имени режиссера и всем известного ныне миллиардера, занимающегося разведением хомячков. Драму «Боец» я честно не смотрел, но упорно считаю, что все, что можно сказать о боксе, уже сказал герой Сильвестра Сталлоне, разве что у Клинта Иствуда немного прокатило. «Детки в порядке» — хороший, достойный фильм, даже в чем-то комедия, но он тоже в этой тусовке «для рифмы». «Железная хватка» — фильм интересный, тепло встреченный критиками, но до безобразия скучный. Более шустр в этом плане триллер «127 часов», но идея не нова, к тому же у фильма нет вменяемой мотивации, в отличие от того же «Погребенного заживо» (вот кому надо было вручать «Оскар» в прошлом году, а не гламурным саперам экс-жены Кэмерона!). «Зимнюю кость» мы так и не посмотрели в официальном прокате, но рейтинги у этой картины вялые, поверим на слово. Что забыл? Ах да, «Начало»! Фильм с достойной графикой, не более. Остаются лишь два кандидата, о которых хочется поговорить отдельно.
Лично мне «Король говорит!» не понравился, в отличии от Елены Чекулаевой, чьи остроумные рецензии украшают мой сайт далеко не первый год и почти десятилетие — журнал «Петербургский телезритель». О вкусах, конечно, не спорят, но я оцениваю фильмы не только по качеству актерской игры (Колин Ферт безупречен, спору нет, лучший актер года). У меня есть такое понятие, как важность замысла или идеи. Иными словами, мне неинтересны ленты с хорошей, тщательно продуманной, но слабой по качеству идеей. Фильм «Король говорит!» — как раз из таких. Качество идеи в нем вообще никакое. Никто в мире даже не помнит, что за король правил Британией на пороге Второй мировой войны. Если говорить о Британии, все помнят Черчилля и только его. Все мы знаем, что при конституционной монархии функции короля или королевы сугубо декоративные. Елизавета может спокойно шляться в метро без охраны, поскольку она никому не нужна. Таким же Неуловимым Джо был король Британии Георг VI. Нет никаких исторических подтверждений, что его выправленная речь повлияла на исход Второй мировой. Рулил всем Черчилль, не забываем. Так что идея возвеличить клоунского короля не более чем бред, высосанный из пальца. Но этот бред нравится Америке! В стране победившей демократии чертовски любят дворянские корни. Каждый американец втайне мечтает стать знатной особой, обладать титулом Сэр, даже готов поменять гражданство, если выпадает случай прославиться.
Нисколько неудивительно, что этот фильм понравился американцам, обожающим играть во всяческие церемониалы. Вспомните хотя бы комичных выпускников колледжей в квадратных шапках, или полководцев, толкающих речи перед войском (даже во «Властелине колец» не удалось побороть искушение). Любят они это дело. Так что вполне логично, что фильм про короля занял более высокое место, сработал генетический комплекс неполноценности.
Фильм «Черный лебедь» с Натали Портман гениален, как и сама актриса, заслуженно получившая «Оскар» за лучшую женскую роль. Все эти слухи, дескать, вручили награду из-за беременности актрисы, не имеют под собой основания. Портман ее заслужила, будь она хоть трижды беременна! И заслужит еще, если не растолстеет или обрюзгнет после родов, у евреек с этим проблемы. Вообще, это сложно — не обладая красивой внешностью, добиться чего-то в Голливуде, но Натали Портман рвет все шаблоны. Если б у меня была возможность выбирать лучший фильм, я бы отдал свой голос за «Черного лебедя». И не потому, что там фигурирует гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский, качество идеи в нем на порядок выше, чем у скучнейшей поделки «Король говорит!», отрихтованной специально для американской нации. В «Черном лебеде» рассматриваются фанатизм и увлечение работой, доводящие до безумия. Сам я тоже в какой-то мере трудоголик, так что этот фильм мне ближе к сердцу, нежели притча о никому не нужном короле.
Итоги
Такие дела, самые главные «Оскары» вручены. Не без приторного ощущения, что все могло быть иначе. Но тем не менее, жизнь продолжается, ждем и надеемся на лучшее.
В заключение стандартный список победителей во всех номинациях.
Лучший фильм:
"Король говорит!"
Лучший режиссер:
Том Хупер - "Король говорит!"
Лучший актер:
Колин Ферт - "Король говорит!"
Лучшая актриса:
Натали Портман - "Черный лебедь"
Лучший актер второго плана:
Кристиан Бейл - "Боец"
Лучшая актриса второго плана:
Мелисса Лео (та, что сказала «фак») - "Боец"
Лучший фильм на иностранном языке:
"Месть" (Дания)
Лучший мультфильм:
"История игрушек - 3: Большой побег"
Лучший оригинальный сценарий:
Дэвид Сайдлер - "Король говорит!"
Лучший адаптированный сценарий:
Аарон Соркин - "Социальная сеть"
Лучший саундтрек:
"Социальная сеть"
Лучшая песня:
We Belong Together - "История игрушек - 3: Большой побег"
Лучший звуковой монтаж:
"Начало"
Лучший оператор:
Уолли Пфистер - "Начало"
Лучший грим:
"Человек-волк"
Лучший дизайн костюмов:
"Алиса в Стране чудес"
Лучший дизайн-продакшн:
"Алиса в Стране чудес"
Лучшие визуальные эффекты:
"Начало"
Лучший монтаж:
"Социальная сеть"