Сергей Пускепалис снимает полнометражный дебют. В основе фильма сюжет одноименной пьесы Алексея Слаповского «Клинч», жанр которой обозначен как «психологический боевик». О том, чем кино будет отличаться от пьесы, каким образом Алексей Серебряков облегчил работу над сценарием, а также о судьбе других совместных проектов Пускепалиса и Слаповского КиноПоиску рассказал сам писатель.
Главный герой «Клинча» — учитель средней школы, который встречает на пустыре незнакомую девушку. Девушка выхватывает портфель преподавателя, тот ее догоняет и выясняет, что она не воровка и не хулиганка, просто у нее свои счеты с учителем. И она устроит его семье настоящий ад. По крайней мере, так она говорит. В «Клинче» идет бесконечный словесный поединок, в который включаются сын учителя и его жена. Можно ли верить наглой гостье? Она вообще, случаем, не сумасшедшая? Появление девушки вытаскивает из чулана семейные тайны и меняет каждого из персонажей.
Пьесу можно прочитать целиком на официальном сайте писателя, однако в фильме Сергея Пускепалиса камерная история с четырьмя героями в одной квартире приобретет иной масштаб, говорит Слаповский, который обычно сам пишет сценарии по своим произведениям.
«Когда я адаптирую для экрана собственные вещи, я создаю практически новые произведения. Ключевое понятие здесь- язык. Язык театра отличается от киноязыка. Многое, что произносилось в пьесе в диалогах, теперь показано другими средствами. К тому же, я почувствовал необходимость расширить место действия: теперь это не только пустырь и квартира, у нас даже есть элементы роуд-муви к финалу. К тому же, театр более условен, а кино требует визуальной достоверности. У персонажей пьесы не было имен, в сценарии я дал им имена, конкретизировал мизансцены, объекты, поведение героев», — рассказал Алексей Слаповский в интервью КиноПоиску.
Сергей Пускепалис в первый съемочный день «Клинча»
Сергей Пускепалис в первый съемочный день «Клинча» Учителя, у которого, кстати, нет ничего общего с географом из прошлогоднего хита «Географ глобус пропил», сыграет Алексей Серебряков, его же зрители скоро увидят в главной роли в «Левиафане» Андрея Звягинцева. «Я часто работаю с сериальным материалом, а там никогда не знаешь, кто будет играть, поэтому приходится гадать: сумеет актер, не сумеет, поймет ли, поможет ли ему режиссер? Здесь, когда я узнал, что будет сниматься Серебряков, я понял, что можно писать без „поправок на ветер", не задумываясь, сможет ли актер сыграть то, что я напишу, — Серебряков точно сможет. Я уверен, что он это сделает, оправдает, и можно быть спокойным», — говорит Слаповский.
Хотя «Клинч» станет дебютом Пускепалиса в качестве режиссера в кино, на его счету множество постановок в театре. Несколько спектаклей он поставил по пьесам Алексея Слаповского. «Клинч» — не первое произведение писателя, которое Пускепалис хотел перенести на экран. Два года назад, перед релизом фильма-катастрофы «Метро», актер рассказывал КиноПоиску, что собирается снимать восьмисерийный телефильм «Пересуд» по роману Слаповского. В центре сюжета — захваченный автобус, бушующие в нем страсти, которые подкрепляются историями пассажиров и захватчиков. Однако этот проект оказался «неформатным» для российского телевидения.
«Продюсеры, с которыми я начинал работать, оказались очень смелыми людьми. Они увидели в моем романе потенциал для мощного, серьезного многосерийного фильма. У сценария сложная структура: о каждом из пассажиров автобуса рассказана отдельная история, хотя все они объединены общим сюжетом. Закон драматургии — единство действия, и я ему следовал: всё связано со всем. Но, к сожалению, телевизионщики часто под единством действия понимают его последовательность и однолинейность. Главное — это судьбы людей, и мы понимаем, что каждый из них оказался в захваченном автобусе не случайно. История — лишь средство для того, чтобы рассказать о людях. На канале прочитали, похвалили, вздохнули и сказали: все прекрасно, но вот если бы у вас был герой, который бы всех спасал, вроде Брюса Уиллиса, это было бы понятно. А у вас слишком сложная для прайм-тайма структура, „неформат". Такие вещи мы можем, конечно, заказать и показать после полуночи, но бюджет будет такой, за который вы этот фильм не снимете», — поделился с КиноПоиском Слаповский.
Проект оказался заморожен, ждет своего часа, своих продюсеров. Помимо «Пересуда», у Слаповского и Пускепалиса есть сценарий по роману «Первое второе пришествие», который не получил экранного воплощения из-за разногласий между продюсерами. Правда, «Первое второе пришествие» Пускепалис затем поставил на театральной сцене. «Клинч» был одним из трех сценариев, которые сценарист и режиссер предложили компании «Марс Медиа», и именно он показался продюсеру Рубену Дишдишяну наиболее перспективным.
«У нас с Сергеем уже сложился своеобразный тандем, и, будь у нас возможность, мы бы снимали по фильму в год, причем совершенно разные картины. „Клинч" — это трагикомедия на грани фарса, а есть и другие задумки — и психологические драмы, и близкие к триллеру, и комедии. Пока что у нас все логично складывается. Мы как Чебурашки: строили-строили, и если еще пока не построили, то нам хотя бы выделили стройплощадку и утвердили проект», — говорит Слаповский.
Съемки «Клинча» пройдут в Москве и Подмосковье до конца июля. Выход картины на экраны состоится в 2015 году.
Источник: http://www.kinopoisk.ru/
|