На календаре 1 августа, а значит, в силу вступает так называемый «антипиратский» закон, позволяющий правообладателям в досудебном порядке требовать блокировки сайтов с нелегальным контентом. Пока одни правообладатели и интернет-компании подписывают между собой соглашения, а другие посылают заявления в суд, КиноПоиск выяснил, чем полезны торренты, чем вредны и чем их можно победить.
КиноПоиск подробно писал об «антипиратском» законе сразу после его подписания президентом. Представители компаний «Вольга» и «Кино без границ» тогда соглашались, что закон несовершенен, а о том, какими будут последствия его применения, сказать сложно. «Сейчас мы послали „ВКонтакте" список наших фильмов и предупреждение о том, что с 1 августа мы будем действовать в соответствии с мерами, предусмотренными законодательством. Я считаю, это не наше дело — мониторить эти сайты. Как только закон вступит в силу, мы уже не будем писать самим сайтам, а сразу будем обращаться в Мосгорсуд и просить перекрыть доступ к ним», — сказал тогда в интервью КиноПоиску глава компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. И не обманул. Первые иски компании против социальной сети за нелегальное размещение таких картин, как «Стыд», «Полный беспредел», «Океаны», «В первый раз» и «Опасный метод», были поданы сегодня в Мосгорсуд, однако заявление не было принято из-за неполного пакета документов. Впрочем, в том, что компания подаст иски заново, сомневаться не приходится. Закон критиковали не столько за борьбу с пиратством, сколько за то, что размытые формулировки позволяют при наличии определенного усердия закрыть без суда на несколько дней практически любой сайт в Рунете, включая поисковые системы. Буквально несколько дней назад представители интернет-отрасли, в том числе Rutube, операторы связи и правообладатели, среди которых Первый канал, ВГТРК, «Централ Партнершип», «Каро Премьер» и студия Art Pictures, подписали коммюнике о согласованных действиях. В соответствии с ним правообладателям рекомендуется обращаться в суд только после предварительного информирования владельцев сайтов и провайдеров хостинга о размещенном на их ресурсе нелегальном контенте, а также формировать исковые требования в отношении всех незаконно размещенных объектов правообладателя и указывать в заявлениях сетевой адрес (IP-адрес), доменное имя (DNS) и (или) указатели страниц сайтов (URL). Рекомендовано также избегать досудебных обращений к операторам связи с просьбой блокировать информационные ресурсы.
Информационные ресурсы, в том числе и торрент-трекеры, и раньше весьма оперативно реагировали на обращения правообладателей. Комментирует продюсер Максим Кузьмин из Utopia Pictures, выпускавший в российский прокат такие независимые фильмы, как «Железное небо», «Шапито-шоу», «Пока ночь не разлучит»: «Я не понимаю, что этот закон меняет кардинально. И до него у нас были все инструменты, чтобы удалять контент. Если на руках есть пакет документов, то в нашем случае контент с Rutracker снимали за 15 минут. Мы договорились и с „ВКонтакте", что я могу изъять любое видео, на которое обладаю правами, у нас существует специальная кнопка. Это было оговорено с руководством социальной сети. Конечно, есть бешеные сайты, которые закрыть невозможно, на них нужна управа. Но опять же мы закрываем фильм, пока он идет в прокате. Потом, когда фильм исчерпал в существующих рыночных моделях свой финансовый ресурс, мы уже не очень обращаем внимание на то, как аудитория распространяет этот контент».
Вообще торренты не стоит рассматривать как абсолютное зло, считает Кузьмин. В том числе и благодаря подобным ресурсам в стране возник глубокий интерес к авторскому кино, уверен он. «Росту ниши независимого кино мы обязаны ряду институций — от компании «Кино без границ», которая занимается этим уже много лет, заканчивая Rutracker. По нашим внутренним исследованиям, если рынок блокбастеров близок к пределу аудитории либо достиг его, и кинотеатры компенсируют это ростом стоимости билета, то рынок авторского кино растет и растет достаточно быстро. И если пять лет назад представить прокат Ларса фон Триера в 200 кинотеатрах было невозможно, то сейчас это реальность. На мой субъективный взгляд, это заслуга не только дистрибьюторов, но и сайтов с нелегальным контентом. Просто потому, что они являются удобным каналом коммуникации с аудиторией», — рассуждает продюсер.
Конечно, пиратство приносит убытки, в том числе и таким независимым дистрибьюторам, как Utopia Pictures. «Буквально за неделю до релиза „Железного неба", а его очень ждала сетевая аудитория, появился торрент, и у нас было абсолютное первое место по количеству скачиваний, — рассказывает Кузьмин. — Если хотя бы десятую часть этих скачиваний конвертировать в деньги, сборы проекта увеличились бы на два нуля. Правда, проект все равно собрал неплохо». Продюсер, глава компании «Наше кино» Сергей Сельянов в недавнем интервью изданию Газета.Ru привел такие цифры: легальный интернет-прокат в обозримом будущем может приносить правообладателям такой же доход, как и DVD «в эпоху своего расцвета» — до 1 млн долларов на успешный релиз. Если бы пиратского рынка вообще не существовало, доходы от DVD-релизов могли бы достигать 3—4 млн долларов. Контент на бесплатных ресурсах вроде YouTube можно конвертировать в узнаваемость бренда и в новую аудиторию, а с помощью торрентов есть возможность распространять собственный авторский контент, напоминает Максим Кузьмин. «У нас был такой опыт, когда мы сами выкладывали на торренты свой контент. Я не буду говорить, что это был за фильм и что за режиссер, но это было обоюдное решение, принятое вместе с режиссером. Просто хотелось, чтобы это кино увидели как можно больше людей. К сожалению, такого трафика, как на ведущих торрент-трекерах, нет ни у одного сайта с легальным контентом».
Мало что сравнится с торрент-трекерами и по удобству, отмечает он. «Как только один легальный сервис будет настолько удобным и настолько быстрым, то они смогут на равных конкурировать и вымещать нелегальный контент», — уверен Кузьмин.
Источник: http://www.kinopoisk.ru/
|